Беларусь
уже в 2010 году должна сделать серьезный рывок в производстве легковых
автомобилей - к этому ее толкают повышаемые пошлины на импортные машины
и утвержденные в рамках Таможенного союза льготные условия для развития
собственной промышленной сборки. Об этом заявил журналистам в рамках
экономического форума "Перспективы развития бизнес сотрудничества
Беларуси и России" заместитель министра промышленности Беларуси
Геннадий Свидерский.
"По легковым автомобилям мы
планируем, что СП ЗАО "Юнисон" будет развивать производство. Компания
входит в число промсборщиков, которые утверждены в рамках Таможенного
союза. Раньше это были только автомобили под маркой "Саманд", теперь я
не исключаю, что также в этом году может быть контрактная сборка
легковых автомобилей и объем производства значительно увеличится и за
счет других марок", - отметил Геннадий Свидерский.
При этом он не уточнил, сборка автомобилей каких марок может производиться в Беларуси (как сообщал TUT.BY,
это может быть компания KIA, а также ряд крупных европейских и
китайских производителей). "Там идут переговоры, я не хотел бы
опережать события. Но есть общие условия Таможенного союза - надо
обеспечить определенный объем и степень локализации. Так что нужны, в
частности, инновационные программы по развитию локализации
производства: окраске, сборке, сварке. Активно работаем и над участием
наших производителей автокомпонентов (Беркард, БАТЭ, Борисовский завод
"Автогидроусилитель") в промсборке на территории России", - рассказал
Геннадий Свидерский.
Беларусь возлагает на развитие
промсборки особые надежды. Как сообщала БЕЛТА со ссылкой на директора
департамента внешнеэкономической деятельности Министерства иностранных
дел Беларуси Валерия Садохо, Беларусь может получить дополнительно $1,5 млрд экспорта от участия в промышленной сборке автомобилей в Таможенном союзе.
Представитель МИД напомнил, что 27 января
2010 г. комиссия Таможенного союза приняла решение о предоставлении
права беспошлинного ввоза легковых автомобилей, произведенных
белорусскими, российскими, казахстанскими предприятиями, которые
работают в режиме промышленной сборки. Ранее таких условий у
производителей, которые собирали легковые автомобили в Беларуси, не
было. Валерий Садохо привел пример сборки в Беларуси автомобилей марки
"Форд", которые пытались поставлять в Россию. Теперь право беспошлинной
поставки в Россию и Казахстан получило с белорусской стороны СП ЗАО
"Юнисон".
Кроме того, отметил Валерий Садохо, другие машиностроительные
предприятия Беларуси могут участвовать в комплектации автомобилей,
собираемых в режиме промсборки в любом государстве Таможенного союза -
России, Казахстане. В частности, в России уже сегодня действуют около
20 сборочных производств. "Если учесть, что объем производства
автомобилей, собранных в России в режиме промсборки, составит 1 млн
штук, то около 10% здесь может составить белорусская досборка", -
сказал Валерий Садохо.
Однако для развития собственной сборки легковых автомобилей придется серьезно постараться, ведь право на льготных условиях импортировать
на территорию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России
комплектующие для выпуска автомобилей в режиме "промышленная сборка"
можно использовать при соответствии весьма жестким условиям.
Речь идет о наличии производства проектной мощностью не менее 25000
шт/год с выполнением операций по сварке, сборке и окраске кузова и
ввозе автокомпонентов из стран вне Таможенного союза в объеме не более
70% от общей стоимости комплектующих. Кроме того, льготой можно
воспользоваться при наличии по состоянию на 1 октября 2009 г.
производства проектной мощностью не менее 5000 шт/год. Но при этом
необходимо до 1 июля 2010 г. заключить соглашение с государством, взяв
обязательства по обеспечению в течение 7 лет увеличения мощностей до 25
тыс. автомобилей со степенью локализации не менее 30%. Именно такие
обязательства придется взять "Юнисону", который пока до заявленных
объемов серьезно не дотягивает.