Среди немногих автомобильных премьер
московского автошоу MIMS 2000 этот автомобиль заслужил особое внимание.
Lada Roadster - первая работа тольяттинского дизайнера Сергея Нужного,
закончившего обучение в известной дизайнерской школе Espera Sbarro и
предложившего на «живом» примере показать свою квалификацию. Выбор
именно такого типа автомобиля был связан с тем, что на нем
отрабатывались не только идеи по дизайну, но и новая технология
изготовления опытных образцов – из полиэфирных смол. Для массового
семейного автомобиля этот материал не подходящий, а для мелкосерийного
родстера оказывается полезен.
Модели, подобные Lada Roadster, не
выпускаются в больших количествах – спрос на них всегда невелик. Однако
иметь в гамме стильную модель с повышенными динамическими
характеристиками крупные автопроизводители стремились всегда. Это в
своем роде визитная карточка марки и, как показал пример Mazda Miata,
может приносить прибыль не только с точки зрения имиджа, но и вполне
реальную.
Руководство АвтоВАЗа одобрило идею и в
качестве «платформы» предложило перспективную «Калину» — удачный концепт
на ее базе мог бы послужить хорошей рекламой, а то и обернуться еще
одним членом семейства, что весьма устраивало Департамент развития.
Поскольку проект был внеплановый, возник вопрос финансирования. Выручило
одно солидное московское издание, выделившее деньги, достаточные для
того, чтобы приступить к работе, которая началась в середине января 2000
года. Таким образом, автомобиль был построен за семь месяцев – даже для
опытного образца срок крайне небольшой.
Группа разработчиков состояла из
руководителя Сергея Нужного, дизайнера Михаила Пономарева и троих
рабочих. Коллектив получил статус обособленной единицы и практически
«вышел из-под контроля» местных идеологов стиля, что, естественно,
устраивало не всех. Вылилось это в мелочи, но неприятные: во-первых, с
Михаила Пономарева никто не снимал на эти месяцы плановой работы,
во-вторых, места постоянного у группы не было.
Для начала, по настоянию Михаила, с
особой тщательностью продумали компоновку будущего родстера. Сразу стало
ясно, что базу «Калины» придется уменьшить на 150 мм. Как только
техническая начинка и дизайн машины были утверждены, Сергей с помощью
товарищей начал превращать «бумажный» автомобиль в настоящий.
Работа шла по методике маэстро Сбарро,
исключающей постройку макета. Все делается сразу «на объекте», что
позволяет экономить время и средства. При этом, имея ходовую основу,
получается ходовой же прототип. Объем носителя наращивается легко
обрабатываемым материалом, образующим задуманные поверхности. Что-то,
наоборот, подлежит устранению или же перемещению.
Панель приборов для
Lada Roadster заимствовали у ВАЗ-1118, рамку ветрового стекла — у
ВАЗ-2110. Каркас безрамной двери с «начинкой» взяли от Alfa-Romeo GTV (в
Тольятти до тех пор не было опыта с подобными дверями), а в головной
оптике использовали элементы VW Golf IV.
В образе Lada Roadster
необходимо было сохранить черты «Калины», неудачно на первых порах
напоминавшей корейский Hyundai Accent начала 1990-х годов.
Но неожиданно «наверху» приняли решение об изменении дизайна «Калины»,
благодаря чему у ребят были развязаны руки. В итоге Михаил сумел
избежать слепого копирования базовой модели и предложить нечто новое,
ассоциирующееся в то же время с «Калиной».
По мере того как
прототип принимал законченные формы, а попутно приближалась дата
открытия Московского автосалона, становилось ясно, что ВАЗ может
блеснуть на нем еще одним концепт-каром. Тогда-то создатели и
почувствовали к себе внимание со стороны руководства. Тем не менее,
констатировали: если бы помощь «наверху» была оказана чуть ранее,
появилась бы дополнительная возможность довести до ума интерьер и
ходовую часть.
Ключевая идея
автомобиля – крыша, полностью укладываемая на багажник. Идея резко
контрастировала с устоявшейся мировой практикой, когда создатели
автомобилей с жестким убирающимся верхом старательно прятали его внутрь,
что неизбежно вызывало массу проблем. Решение, предложенное Нужным,
полностью сохранило объем для багажа – эта идея не имеет аналогов.
Эдуард Ройтман, директор фирмы «Эль Моторс», производящей эксклюзивные
автомобили, сравнил Roadster с автоматом Калашникова: «Он тоже простой и
именно поэтому стал невероятно популярным». Учитывая, что Roadster мог
бы занять на рынке тот же сегмент, к которому относятся машины «Эль
Моторс», похвала имела особый вес. Единственным минусом оказалось то,
что внутренняя сторона крыши ложится на крышку багажника, которая могла
оказаться грязной. С другой стороны, в технологическом плане, из-за
отсутствия необходимой оснастки использованную в механизме подъема и
опускания крыши червячную передачу так и не смогли сделать с требуемыми
допусками.
Благодаря меньшей, чем у донорской
«Калины», массе (полная – 1150 кг против 1435 у ВАЗ 1118) машина
оказывается более скоростной и со стандартным двигателем, однако на
Roadster установили двухлитровый 16-клапанный мотор с впрыском топлива.
Его мощности хватило, чтобы обеспечить разгон 0-100 км/ч за девять
секунд. Свой вклад в такие показатели внесла и коробка передач с
последовательным переключением – так называемая секвентальная.
Прототип Lada Roadster наглядно доказал,
что можно создавать прототипы в рекордно короткие сроки без
внушительных затрат. Выпуск автомобиля небольшими партиями не
представлялся особой сложностью, учитывая простоту заложенных в нем
решений, тем не менее организован он не был.